Развитие — личностный рост и самопознание

Гармония

R1gLhxLQef8 — копия

Ощущение гармонии, радости в душе. От чего это зависит? Слушая клиентов на своих консультациях, приходишь к выводу, что ровное, тихое и спокойное состояние души возникает в результате переосмысления, а главное — при разрешении внутренних конфликтов.

Внутренние конфликты — это противоречия, которые разрывают душу, вносят в нее сумятицу, беспорядок и тревогу. Внутренние конфликты — это состояние неопределенности, неспособность принять решение, сделать выбор. И когда человек длительное время находится в таком состоянии, наружу вырывается раздражение, гнев, агрессия, или человек уходит в депрессию, испытывая грусть, тоску, чувство вины, апатию и безразличие.

Важно — принять решение. Окончательное. Это всегда трудно. Но это решение должно соответствовать твоим внутренним убеждениям, твоим взглядам на мир, на людей, на жизнь, на самого себя.

И важно принять правильное решение. Если решение будет принято вразрез со своими убеждениями, то это вызовет уже новый внутренний конфликт.

Поэтому, на мой взгляд, каждому человеку при принятии решения важно опираться на четкую систему ценностей, согласно которым он будет следовать по жизни. Ценности, конечно, у каждого свои. Но есть жизненные ценности, которые, возможно, нужны каждому из нас — это ценность человеческой жизни свой и других людей; это взаимное уважение; это соблюдение личностного пространства и невторжение в пространство других людей; это семья, дети, родители; это здоровье; служение своему обществу; это духовное развитие и самосовершенствование.

Самоактуализация

Известный психолог Маслоу занимался изучением характерных черт таких известных людей как Рузвельт, Линкольн, Спиноза, Энштейн. Он назвал этих людей самоактуализирующимися.

Самоактуализация – это полное использование своих талантов, способностей, возможностей.

Характеристики самоактуализирующихся личностей:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней (т.е. они менее тревожные люди).
  2. Принятие себя, других, мира.
  3. Спонтанность, простота.
  4. Проблемная центрация (т.е. видят проблему, а не себя в ней).
  5. Потребность в одиночестве (легко переносят одиночество и стремятся к нему).
  6. Автономность: независимость от культуры и окружения (т.е. самодостаточность – независимость от мнения и чувств других людей).
  7. Непосредственность – обладают способностью получать удовольствие от простых радостей жизни – восход солнца, цветы и др.
  8. Более глубокие межличностные отношения – способны к любви, самоотдаче, обладают высочайшей избирательностью в общении, круг друзей их невелик.
  9. Демократичность – дружелюбны со всеми независимо от образования, политических убеждений, социального статуса, национальности.
  10. Философское чувство юмора (их шутки никого не обижают).
  11. Творчество – они более спонтанны, более естественны, человечны.
  12. Устойчивость к влиянию культуры – они – люди реалисты, которые склонны воздерживаться от великих и бесполезных жертв. Они не против борьбы, но против бесполезной борьбы.

Это – психологически здоровые люди, удовлетворенные жизнью и собой.

Эти люди одновременно похожи на остальных и очень непохожи. Они более индивидуализированы и в то же время полностью социализированы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время самое главное – это гибкость, умение проявлять свою гибкость, приспособиться к быстро изменяющемуся миру.

 

 

Оптимисты и пессимисты.

 

Подходят к автобусной остановке 2 человека. Автобус трогается с места и уезжает. Один говорит: «Ну, вот так всегда – автобус ушел перед самым носом. Теперь на вечеринку опоздаю. Да и погода дождливая, да и люди все вокруг какие-то хмурые. Пойду лучше домой и лягу спать». А другой думает: «Ну, ничего, не один ведь автобус на свете – другой приедет. Успею. Главное, что на вечеринку попаду и с друзьями пообщаюсь».

Первый, как Вы понимаете – пессимист, а второй – оптимист.

Возникает вопрос: что влияет на пессимистическую и оптимистическую позицию в жизни человека? Почему оптимисты верят в себя, в свой успех и добиваются многого в жизни и жизненные проблемы решают легче? А пессимисты смотрят на жизнь мрачно, не верят в себя, в свой успех, создают вокруг себя обстановку безнадежности и тоски?

Обратимся к классической психологии – учению З. Фрейда, Э. Берна, Э. Эриксона.

З. Фрейд сделал много важных открытий, составляющих основу теории психоанализа,  назовем некоторые из них:

  1. Предложил модель человеческой личности, состоящей из 3-х основных компонентов: «Оно», «Я», «Сверх-Я»:
  • «Оно» – это все наши инстинкты, подчиняемые принципу удовольствия.
  • «Я» – это принцип реальности, учитывающий особенности внешнего мира.
  • «Сверх-Я» – это носитель моральных норм.
  1. Открытие бессознательного.
  2. Открытие сексуального начала.

З. Фрейд считал, что сексуальность – это основной человеческий мотив в развитии личности. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, сексуальность – это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка – это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствия от сосания материнского молока, от освобождения кишечника, от мытья ребенка в теплой ванне, то есть, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец  в той или иной мере получает от матери. Эта детская сексуальность предшествует взрослой сексуальности.

В соответствии со своей теорией Фрейд предположил, что существуют стадии психического развития человека:

  1. Оральная (от 0 до 1 года)
  2. Анальная (от 1 до 3 лет)
  3. Фаллическая (от 3 до 5 лет)
  4. Латентная (от 5 до 12 лет)
  5. Генитальная (от 12 до 18 лет)

Остановимся более подробно на 1-ой оральной стадии. Эта стадия характеризуется тем, что основной источник удовлетворения для ребенка связан с кормлением ( ребенок начинает сосать, позже- кусать материнскую грудь).

Сосание – это первый тип сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то они бы были выражены так: «сосание материнской груди – есть самая важная вещь в жизни». А так же сон, так как, тогда младенец ощущает тепло.

Позже у младенца уже начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Для ребенка биологическая связь с матерью вызывает потребность быть любимым, эта потребность уже потом никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворить все желания младенца. Ребенок начинает испытывать беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек. То есть, первое познание ребенком внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как, отсутствие матери для него есть, прежде всего, отсутствие наслаждения. Когда мама убаюкивает ребенка на руках, тесно прижимая к своей груди (источнику пищи), то это тепло и близость удовлетворяет ребенка и облегчают беспокойство, а убаюкивание и ласки матери стимулируют его дыхание и кровообращение.

А ребенок, лишенный ласки и не вдоволь наслаждающийся сосанием, развивается медленнее и более пуглив, чем те дети, которых ласкают. После изучения развития сотен учеными был сделан вывод, что если ребенка любят по-настоящему (а значит, надо как можно больше гладить и прижимать ребенка к себе) – это позитивно влияет на развитие его мозга. Известны случаи, когда лишенные ласки дети погибали от функционального расстройства, хотя при этом были полностью обеспечены питанием и необходимым гигиеническим уходом. Постоянное проявление материнской любви и ласки – это лучший способ внушить ребенку ощущение безопасности.

Дефицит общения в младенческом возрасте с матерью оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие ребенка. Пользуясь словами Э. Эриксона, можно сказать, что события первого года жизни формируют у ребенка «основу доверия» или «недоверия» к жизни, к людям. Отсутствие любви матери к ребенку в период младенчества (от 0 до 1 года) приведет ко всем последующим проблемам в будущем.

По мнению З.Фрейда, именно на оральной стадии развития формируются такие черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Именно на этой стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.

Поэтому вывод только один:

молодые люди (девушки и юноши), любите друг друга, планируйте рождение своего малыша, с самого рождения путь мамочка дает своему малышу как можно больше любви – нежит, ласкает, гладит его, дольше кормит грудным молоком, прижимает к себе – дает ребенку ощущение безопасности и защищенности – и тогда Вы сумеете вырастить оптимиста, который будет доверять себе, окружающему миру и радоваться жизни!

 

Консультация психолога г. Вологда ул. Благовещенская, д. 24 а

Абушаева Наталья Геннадьевна

тел. + 7 960 29 63 555