Ребенок-дошкольник

1. Психологические особенности детей второго года жизни.

Дети второго года жизни (от 1 года до 2 лет) значительно отличаются от младенцев до 1 года. В чем же главные отличия и особенности этого возраста?

Прошел один год с тех пор, как каждая сидящая здесь мама принесла из роддома своего малыша. Для каждой из вас, наверное, этот год был нелегкий – бессонные ночи, сцеживание молока, прорезывание зубов ваших малышей, тревоги и беспокойства. Но в тоже время каждая из Вас периодически ощущала радость – малыш первый раз улыбнулся, стал реагировать на игрушки, отличать маму от всех остальных, лепечет, стал переворачиваться со спинки на живот, начал ползать, повторяет слоги, а вот уже встал на ноги и сделал первые шаг, сказал первое слово. Все это было у каждой из Вас.

Пошел второй год. Что же интересного можно наблюдать у детей этого возраста?

Во-первых, дети совершенствуются в ходьбе – учатся держать равновесие и уметь передвигаться, что дается им не без труда.

Умение ходить изменяет малыша – маленькое  и полностью зависящее от нас существо постепенно становится подвижной, активной и невероятно занятой личностью, способной самостоятельно двигаться и рассматривать все, что его интересует, способной ежедневно делать много «открытий». Благодаря умению ходить малыш начнет осознавать, что он может управлять своим телом, о чем совсем недавно еще не подозревал. Таким образом, вырисовывается

вторая особенность этого возраста – ребенок получает определенную физическую независимость.

Третья особенность заключается в том, что у детей этого возраста начинается новый этап в освоении вещей – начинают понимать функциональное их назначение (для чего эта вещь?) и учатся с ними действовать. До 1 года дети просто производят разные манипуляции с предметами – кидают, складывают, выкладывают и другое. После года начинают употреблять предметы по их прямому назначению – ложка, чтобы кушать; щетка, чистить зубы; лопаткой набирать снег, песочек, землю; а ведром – воду. Так формируется мышление, которое носит наглядно-действенный характер. Мышление тесно связано с речью.

Четвертая особенность этого возраста – овладение речью. С 1г.6мес. начинается благоприятный период для очень быстрого овладения речью. Если до 1 года дети отрабатывают произношение звуков, накапливают пассивный словарный запас (много понимают, но не говорят) – норма – 15 слов; то к 1г.6мес. – до 100 слов – увеличивается словарный запас и активность речи, а к концу второго года словарный запас возрастает до 300 слов.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: « Первые слова в одно и тоже время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу их трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный».

Пятая особенность – формирование различных бытовых навыков, в том числе приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: мытье рук, чистка зубов, одевание и раздевание, аккуратность во время еды, пользование ложкой, горшком, складывание своих вещей, уборка в комнате.

2. Психологические особенности детей третьего года жизни

Первая особенность – совершенствуется психическая сфера – повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7часов в сутки; ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно; он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений; теперь ему трудно быстро переключиться с одного вида деятельности на другой.

Вторая особенность совершенствование тонкой моторики, что позволяет ребенку самостоятельно одеваться, раздеваться, умыться, рисовать карандашом, застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно есть и пользоваться столовыми приборами.

Третья особенность – речь становится основным средством общения, как средство понимания окружающих (не только взрослых, но и с детей). Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми в форме диалога. Словарный запас к 3 годам достигает 1200-1300 слов – ребенок овладевает всем звуковым багажом. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно; звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Характерной особенностью речи является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Во время этого проговаривания ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Четвертая особенность – возраст до 3 лет является возрастом возникновения устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия – ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?» Кто это?» — это период осмысления, осознания окружающей действительности. Слово для ребенка есть обозначение либо самого предмета, либо свойства предмета, которое от него трудно отделить. Вот почему с этого возраста, на 3-ем году, возникают детские словообразования, которые являются искажениями слов. Это происходит не потому, что ребенку трудно произнести, повторить слово, а потому, что слова так им осмысливаются. Например: мазелин (вместо вазелин), так как его надо «мазать».

Пятая особенность – совершенствование наглядно-действенного (практического) мышления – в этот период ребенокговорит, и с ним говорят по поводу того, что он видит; стоя перед вещами, он их номинирует, и здесь выступает связь их с предметной отнесенностью.

Шестая особенность – основной развивающий вид деятельности – игра с внесением элементов воображения в ситуацию (постепенно – ролевая – это показатель новой ступеньки в умственном развитии малыша).

Седьмая особенностьот 1 года до 3 лет – период социализации – присвоение личностью общественного опыта – ребенок усваивает способы поведения, принятые в обществе (в семье и в детском саду, то есть в ближайшем окружении). Ребенку нужно объяснять правила поведения, да и он сам стремится быть хорошим и во всем походить на нас, взрослых.

К 3 годам ребенок забывает выражение «Саша сам!», а переходит к более совершенной — «я сам!», то есть чувствует возможность самостоятельности и независимости и вполне осознанно заявляет, что он — личность. Здесь очень важна позиция родителей и воспитателей – ребенку надо дать разумную самостоятельность, которая не будет угрожать здоровью и жизни ребенка и др. людей. Есть несколько позиций: бесконтрольность, гиперопека и «золотая середина». Важно научиться балансировать в рамках этой «золотой середины».

Таким образом, центральным новообразованием раннего возраста является возникновение сознания, которое возникает вместе с речью, то есть тогда, когда для ребенка начинают осмысляться в речи предметы и собственная его деятельность, когда возможно уже сознательное общение с другими.

Консультация психолога г. Вологда ул. Благовещенская, д. 24 а

Абушаева Наталья Геннадьевна

тел. + 7 960 29 63 555