Ребенок и школа

Невроз у детей

 

  1. Понятие «невроз». Что это такое?

Невроз – это заболевание, вызванное психотравмирующим воздействием (действием информации), нарушающих значимые жизненные отношения личности.

Невроз возникает у человека тогда, когда есть какая-то негативная информация, например: служебные  неприятности, угроза здоровью, жизни, крах надежд, любовные или семейные неприятности. То есть, информация для человека очень важна, но на данный момент он не может принять решение, как действовать и как жить дальше. До тех пор, пока решение не будет принято, человек будет находиться в состоянии невроза.

  1. Почему одна и та же информация по-разному действует на людей?

Например: муж изменяет жене. Одна заболевает неврозом, появляются невротические реакции – страх, тревога, депрессия, соматические нарушения (боли в желудке, в сердце и д. т.), начинает обращаться к врачам, переживать, лечиться. Другая – логически раскладывает все «по полочкам» и принимает какое-то решение, неврозом не заболевает.

Все зависит от того, каков человек, какой у него темперамент, какое у него воспитание, жизненный опыт, взгляды, идеалы, потребности. То есть, как человек будет относиться к ситуации. Все это формируется в детском возрасте.

  1. 3 формы невроза взрослых.
  • Неврастения – синдром утомляемости (характерен для очень энергичных людей).
  • Невроз навязчивых состояний – появляются навязчивые страхи, мысли, представления и действия, есть к этому критика, но человек не может ничего с этим сделать.
  • Истерический невроз – «уход в себя», возможны признаки любой болезни, человек их не симулирует, он обнаруживает у себя многие признаки разных болезней (например, возможны нарушения глотания «ком в горле», спазм век, истерические параличи и т. д.).
  1. Детский возраст.

В детские годы формируется структура личности, при которой могут быть затруднены контакты в социальной сфере, что может привести к постоянному эмоциональному напряжению. А если при этом возникает какая-то психотравма (то есть, на человека сильно подействовала какая-то информация), то психологическая защита, которая существует у каждого человека, нарушается и человек заболевает неврозом.

В детском возрасте (в раннем, дошкольном, младшем школьном) неврозы чаще всего носят характер моносимптомных невротических реакций, проявляющихся нарушением деятельности какой-либо одной системы организма (тики, заикание, отсутствие аппетита, ночной энурез, невротические страхи, невротические расстройства сна (ночные страхи).

Неврозы в детском возрасте приобретают более глубокий и затяжной характер на фоне соматических заболеваний, акцентуированных и психопатических черт личности, негрубых органических поражений головного мозга.

  1. Невротические расстройства детского возраста.
  • Невротические страхи – возникают в результате неожиданных, пугающих ребенка обстоятельств, либо из-за того, что взрослые сознательно запугивают малыша с «воспитательной целью». Часто у детей наблюдается страх перед посещением детских учреждений после возникновения там пугающей или конфликтной ситуации. После попытки принудительно научить ребенка плавать перед водным пространством.
  • Невротические тики – тики – это непроизвольные и усиливающиеся при волнении сокращения отдельных мышечных групп, возникающие, как правило, после острой психотравмы. При этом решающая роль принадлежит не только самой пугающей ситуации, сколько бурной реакции на нее окружающих взрослых.
  • Невротические расстройства сна (ночные страхи) – проявляются они внезапными пробуждениями ребенка под влиянием кошмарного сновидения, отражающего в той или иной мере реальную психотравмирующую ситуацию. Малыш при этом кричит, плачет, зовет родителей, боится спать в одиночестве. При этом у детей могут появляться сноговорения, снохождения, ночное недержание мочи (энурез). Психотравмы затяжного характера могут приводить к нарушению сна (засыпание днем, а ночью бодрствует).
  • Невротические расстройства речи – бывает, что у детей возникает страх говорить в присутствии большого количества людей или определенных лиц (обычно после негативной оценки, насмешек окружающих). В случае острой психотравмы возможно развитие заикания.
  • Невротические расстройства аппетита – отказ от еды формируется вследствие психотравмирующих ситуаций. В подростковом возрасте отказы от еды часто связано с боязью полноты, что приводит к нервной анорексии с катастрофическим падением веса.
  1. Что может быть психотравмой?
  • Возрастные кризисы (1 год, 3 года, 6(7) лет, 11-15 лет).
  • Неблагополучные внутрисемейные отношения.
  • Развод родителей.
  • Утрата (смерть) родственников.
  • Дружеские, любовные отношения в подростковом возрасте.
  • Неудачные взаимоотношения в коллективах детских учреждениях.

 

  • Почему для одного ребенка это может быть травмой, а для другого нет? От чего это зависит?
  • От темперамента ребенка, от типа ВНД –для слабого типа ВНД характерно:

тревожность, мнительность, чувствительность, пессимистичность, астенизация, ипохондрия, интровертированность, пассивность. Для смешанного типа ВНД: пассивность, негибкость, интроверсия или тревожность, боязливость, эмоциональность. Для сильного типа ВНД: активность, некомформность, импульсивность, спонтанность, агрессивность, возбудимость.

  • От типа воспитания в семье (то есть, от родительского отношения к ребенку):

1). Симбиоз – когда родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

2). «Авторитарная гиперсоциализация» – при данном родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

3). «Маленький неудачник» — родитель стремиться инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурного влияния. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

4). «Кооперация» – родитель заинтересован в делах  и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко ценит интеллектуальные  и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть на равных с ним. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

  • От взаимоотношений супругов в семье друг с другом – любят супруги друг друга или нет, ищут пути взаимопонимания друг с другом или нет – от этого впрямую зависит самочувствие и поведение ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что невроз взрослого человека и невротические реакции ребенка взаимосвязаны:

с детских невротических реакций в будущем при постоянных психотравмах, при неверных типах воспитания, при дисгармоничных взаимоотношениях супругов берет начало невроз взрослого человека. И наоборот, для того, чтобы у ребенка исчезли невротические реакции, родителю необходимо заняться своим здоровьем.

Консультация психолога г. Вологда ул. Благовещенская, д. 24 а

Абушаева Наталья Геннадьевна

тел. + 7 960 29 63 555