Родители

Как стать хорошим родителем

Психологи утверждают, что характер в детях заложен на генном уровне, раскрываться и проявлять себя он будет со временем, точно так же, как зернышко растения, прорастая, сохраняет впоследствии все свои свойства и качества.

Задача родителей заключается прежде всего в том, чтобы способствовать появлению исключительно позитивных качеств характера, культивировать их. Но решить такую задачу можно, если стать для ребенка наглядным примером.

Какими основными качествами характера прежде всего должны обладать родители, чтобы суметь развить их и у детей. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способность любить
Это качество – основа всего воспитания ребенка с самого рождения. Предполагается любовь безусловная. Не должно быть рассуждений, что родители всего себя и свою любовь посвятили детям и рассчитывают при этом на какой-то обратный эквивалент в будущем, рождая при этом у детей чувство вины за такую заботуЛюбить ребенка – не значит, что вы должны ежеминутно ему об этом говорить. Ребенок – натура очень чуткая, и если вы его действительно любите, поймет это по вашему взгляду, почувствует в вашем голосе, в ласковых прикосновениях, в объятиях. Он будет понимать, что любите вы его таким, каков он есть, потому что он ваш ребенок.

2. Терпение
Это очень серьезное качество, не все родители им обладают. Умение терпеливо выслушать «сто тысяч почему» и ответить на них, выдержать порой необъяснимые приступы капризного поведения и не сорваться – это требует от родителей определенных душевных усилий. Справляться с такими ситуациями, научиться держать себя в руках, найти время для почемучек и для ответов на их вопросы – это одна из задач для самовоспитания самих родителей. Справятся ли родители с ней – проблемы будут решаться спокойно, и с каждым разом все успешнее.

3. Честность и искренность
Быть честным не только с ребенком, а прежде всего перед собой и окружающими. Всегда следует помнить, о чем нельзя говорить при детях: если вы в присутствии ребенка можете кому-то клясться в преданности и любви, а потом «поливать их грязью», семена будущей лживости в ребенке вы уже посеяли. И неискренность дети чувствуют интуитивно. Малыш никогда не будет расположен к тем, кто общается с ним наигранно, как бы красиво это не преподносилось.

4. Ненавязчивость
Когда детей просят рассказать, какие черты в родителях им не нравятся, большинство отвечает – чрезмерная опека. Другими словами – навязчивость. Не делай то, съешь это, и т.д. Знакомая картина? Дети, которых вот так буквально «водили за руку», вырастают неуверенными в себе, безынициативными и, как правило, мало чего в жизни добиваются. Наш ребенок имеет такое же право, как и вы, на свои ошибки, на свою индивидуальность, на свое собственное «я», у него должен быть собственный взгляд на мир, на окружение. Задача родителей – тактично корректировать и формировать его поведение.

5. Уверенность в себе
Уверенность родителей непроизвольно развивает то же качество и у детей, у таких родителей ребенок и в будущей своей самостоятельной жизни сможет сохранить это черту характера, необходимую для полноценной жизни.

6. Гибкость, дипломатичность. Часто можно слышать от родителей, что методы воспитания, которых они пр идерживались, вдруг в один прекрасный момент начинают давать сбой. Это естественно. Ведь ребенок растет, познает мир, и самого себя в этом мире семимильными шагами. Родители просто обязаны это учитывать при воспитании. Что приемлемо для 4-5 летнего ребенка, совершенно не подходит для десятилетнего. Поэтому гибкость в общении, дипломатичность, особенно в подростковом периоде развития детей очень важна.

7. Строгость в сочетании с мягкостью
Это качество характера родителей не менее важно. Дети должны четко понимать, что не все в жизни дозволено, ограничения касаются не только их, есть они и у взрослых. Умение придерживаться определенных правил, норм поведения – это закон жизни. Но не следует и перегибать палку. Где-то возможно требования смягчать требования. Если они обоснованные.

8. Тактичность
Это качество невозможно переоценить – тактичное, бережное отношение к ребенку позволит воспитать чуткого, адекватного в поведении, коммуникабельного человека, который никогда не будет вести себя в обществе бесцеремонно и вызывающе.

9. Аккуратность
Если она присуща родителям – дети ее унаследуют. И добавить здесь больше нечего.

10. Последовательность требований и обещаний
Важно для правильного воспитания понимать, что требования, которые вы выставляете ребенку, должны быть выполнены. И если вы сомневаетесь, что ребенок сделает то, чего вы от него хотели добиться, не нужно такие требования выдвигать. Если это условие нарушается, авторитет родителей резко снижается. Дети начинают понимать, что слова родителей мало что значат и их можно проигнорировать. То же касается обещаний. Обещали – выполняйте, чего бы это вам ни стоило или аргументированно объяснитесь с ребенком.

Как воспитывать ребенка

1). Симбиоз – когда родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

2). «Авторитарная гиперсоциализация» – при данном родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

3). «Маленький неудачник» — родитель стремиться инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурного влияния. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

4). «Кооперация» – родитель заинтересован в делах  и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко ценит интеллектуальные  и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть на равных с ним. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Выбор определенного типа воспитания делает каждый родитель сам. Но при этом очень важна позиция родителей – ребенку надо дать разумную самостоятельность, которая не будет угрожать здоровью и жизни ребенка и др. людей. Родителям важно научиться балансировать в рамках «золотой середины».

 

Консультация психолога г. Вологда ул. Благовещенская, д. 24 а

Абушаева Наталья Геннадьевна

тел. + 7 960 29 63 555